Новости

18:15

Ольга Бурмакова: Заговор молчания против ЛГБТ

Между прошедшей в России Неделей против гомофобии и грядущим международным Днем Молчания - самое время поговорить об ЛГБТ (сообществе лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов), и о том, какие проблемы окружают их, в частности, в российском обществе.

 

Пожалуй, сама острая проблема, о которой не раз говорилось на мероприятиях «Недели» и которой посвящен День Молчания - это замалчивание проблем ЛГБТ и самого существования этого сообщества. Говорить о них не принято. Если, к примеру, просмотреть крупные новостные и публицистические ресурсы в Интернете, оказывается, что упоминания о гомосексуальности встречаются практически исключительно там, где ее ругают, представляют чудовищным преступлением против России и человечества. Гомосексуальность идет в одном списке с наркоманией, падением рождаемости и ростом преступности. Политические, культурные, социальные деятели, СМИ - все рассматривают не проблемы ЛГБТ, а ЛГБТ как проблему. Единственная функция, в которой ЛГБТ-сообщество существует в российском информационном пространстве - пугало, демон, монстр, источник опасности, враг. На фоне общего роста ксенофобии в стране это неудивительно. Любой, кто отличается от активно пропагандируемого стандарта нормы - «славянин, православный, гетеросексуал» - является, по распространенному убеждению, источником опасности для «традиционных ценностей» (любопытно, что их содержание никогда не озвучивается: это очень удобный пустой, но громкий термин) и «будущего России»; позиция довольно нелогичная для государства, которое по Конституции является светским и многонациональным.

 

Обязательная оговорка

 

Для начала стоит определиться с пониманием того, что ЛГБТ - это не больные, преступники и извращенцы, каковыми их любят выставлять гомофобы и желтая пресса. Сухие факты по России: уголовная статья «за мужеложство» отменена в 1993 г., «гомосексуализм» перестал считаться психическим заболеванием в 1999 г., а буквально пару недель назад Россия в числе других стран Совета Европы приняла Рекомендации по борьбе с гомофобией и дискриминацией по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Тем не менее, эта группа раз за разом представляется в негативном свете, и именно это заставляет оговаривать простейшие понятия и факты в любой статье про ЛГБТ. Также постоянно забывается, что гомосексуальность, как и гетеросексуальность - это не только секс, а в первую очередь построение отношений и любовь. Однако общество, воспевающее любовь во всех ее проявлениях и оправдывающее ею преодоление любых запретов, говорящее о ее духовности и вездесущности, как будто упирается в невидимую стену, если речь заходит об одинаковом наборе гениталий у влюбленных. Это прекрасно сформулировал Стивен Фрай: «Чего на самом деле не способен вынести гомофоб, так это мысли о Любви одного человека к другому, принадлежащему к одному с ним полу. Любви во всех восьми тонах и пяти полутонах полной октавы нашего мира. …А все прочее - члены, втыкаемые в задницу, сечение хлыстом, обжимание, помешательство на моче и экскрементах, собачьи позы, одежды из пластика и кожи - все это присутствует также и в мире мужчин и женщин, и нечего тут вилять, присутствует в количествах намного больших, о чем и свидетельствует статистика. …Гомосексуальность представляется вам отвратительной? Но из этого следует, так же как ночь следует за днем, что вам представляется отвратительной телесная любовь, поскольку между двумя мужчинами - да и двумя женщинами, если на то пошло, - не происходит, по объективным меркам, ничего, отличного от происходящего между мужчиной и женщиной».

 

В то же время гомосексуальность, бисексуальность и трансгендерность - врожденные свойства личности, которые невозможно изменить. Несмотря на все попытки раскиданных по всему миру центров «экс-гей», которые пытаются это сделать (заодно выкачивая крупные суммы из своих пациентов, измученных окружающей их гомофобией), результаты по большей части плачевны. Используемые в таких центрах методы варьируются от некорректного воздействия на психику, приводящего к психическим травмам, до пыток (сейчас запрещенных), и уважаемые мировые психологические и медицинские организации деятельность таких центров не признают.

 

И напоследок - даже светские политические деятели, не говоря уж о простых гражданах, когда речь заходит об ЛГБТ, внезапно обращаются к Библии. Однако несмотря на церковные догматы и проповеди о греховности гомосексуальности, в христианском Новом Завете об этом не сказано ни слова, а Ветхий Завет перечеркнут Нагорной проповедью Христа. Подробные разборы делались неоднократно, что не мешает священнослужителям по сути отрицать или переписывать сказанное Христом, а остальным, даже имеющим мало отношения к религии - цитировать их слова.

 

Образ врага

 

ЛГБТ, и гомосексуалы в частности - удобный объект, из которого легко создать «образ врага». Во-первых, они абсолютно беззащитны. Если дискриминация по этническому или религиозному признаку, разжигание межнациональной или религиозной розни хотя бы официально запрещаются Конституцией РФ, то дискриминация гомосексуалов или призывы к насилию против них не ограничиваются ничем. Можно иронизировать над исполнением законов в нашей стране, но эта группа лишена даже такой хлипкой защиты. Во-вторых, в отличие от других меньшинств и уязвимых групп - этнических и расовых меньшинств, женщин, инвалидов - ЛГБТ-сообщество невидимо. Наверное, многие читатели отреагируют на это утверждение возмущением: как же так, от них никуда не деться, засилье голубых везде, голубое лобби, кричат на каждом углу о своих правах. Но в реальности, за очень редким исключением, невозможно отличить гомосексуала от гетеросексуала, пока он сам не скажет о своей гомосексуальности. По разным данным, представители ЛГБТ составляют от 3 до 10% населения, это как минимум 4,5 миллиона жителей России. Простой подсчет показывает, что каждый человек знаком с хотя бы одним гомосексуалом, но в ходе опроса ФОМ 2006 г. 87% опрошенных сказали, что не знают ни одного. Эти миллионы растворены и незаметны. В-третьих, во многом в результате первого и второго пунктов, ЛГБТ-сообщество оказывается окутано множеством мифов, часто уродливых и лживых, в которые большинство населения слепо верит, и отчаянно отвергает любые попытки сверки с реальностью. Лишь некоторые примеры абсурдных обвинений, которые обрушивают на головы ЛГБТ:

 

- Педофилия: больше 80% мужчин, растлевающих мальчиков, определяют себя как гетеросексуалы, но массово обвиняют в нем почему-то гомосексуалов.

- Падение рождаемости: с одной стороны, не очень понятно, каким образом малая доля населения виновата в массовом падении рождаемости по стране; с другой - у многих представителей ЛГБТ (по разным данным, от 40 до 60%) есть собственные дети.

- Рост разводов: еще более странное обвинение, учитывая, что гомосексуалы в брак вступить не могут.

- Развращение молодежи: на фоне потока секса (разнополого, заметим) и насилия, льющегося с экранов телевизоров, и висящих на центральных улицах города плакатов с малоодетыми женщинами в соблазнительных позах, в развращении стоит обвинять скорее гетеросексуалов.

 

Развеять же эти мифы практически невозможно, не потому, что нет ответных аргументов, а потому, что не получается донести информацию до широкой аудитории. Даже учебники и монографии специалистов редко затрагивают тему гомосексуальности, и еще реже описывают ее в объективном ключе; несмотря на то, что гомосексуальность не является заболеванием, что отражено в Международной классификации болезней, в России многие врачи до сих пор считают ее таковым и всячески демонстрируют свое мнение в работах. СМИ предпочитают обсуждать «клубничку», раз за разом повторяя мифы и стереотипы, а попытки говорить о гомосексуальности нейтрально, называть факты, которые опровергают негативную мифологию, объявляются «пропагандой».

 

Заговор молчания

 

Складывается абсурдная ситуация: довольно крупная социальная группа, вопреки закону и мнению мировой медицины, представляется в резко негативном ключе, а любые попытки противостоять искажению фактов пресекаются или подаются в принципиально ином свете.

 

Однако с каких пор ненависть, злость и агрессия были рациональны? Негативная мифология гомосексуальности питает и получает подпитку от гомофобии - иррационального страха гомосексуальности, в широком смысле так называют все формы негативного отношения к гомосексуальности и ее проявлениям в обществе. Хотя в основе гомофобии лежит страх иного, непонятного (как и в основе ксенофобии в целом), но на практике он принимает самые разные формы, от выражения широкого спектра негативных эмоций до угроз и физического насилия.

 

Все формы ксенофобии, в том числе и гомофобия, опасны для общества тем, что превращают ту его часть, которая подвержена этим фобиям, в бездумных фанатиков, ведомых страхом и агрессией. Сейчас достаточно обвинить кого-нибудь в гомосексуальности, чтобы значительная часть общества обратилась против него; «гомосексуализм», приправленный все той же негативной мифологией, выставляется в качестве одного из главных «пугал» в одном ряду с безденежьем и наркоманией. Окружающий же ЛГБТ «заговор молчания» только способствует ведению жестокого боя с невидимкой.

 

За примерами «затыкания рта» ЛГБТ далеко ходить не надо. Помимо пресловутых гей-прайдов, которые Лужков в нарушение права на свободу слова и свободу собраний запрещает год за годом, не слишком стараясь скрыть истинные причины запрета, всего за одну неделю, в течение которой ЛГБТ пытались обсудить между собой и с желающими услышать свои проблемы, произошло следующее:

- В крупной интернет-газете Петропавловска-Камчатского опубликовали оскорбительную статью с искажением фактов, сопровождаемую порнографическими иллюстрациями, ссылки в которых вели на страницы с детской порнографией. Автор статьи позвонила координатору мероприятий и оскорбила ее лично.

- В Тюмени милиция запретила проведение мирной акции «Дерево толерантности».

- В Екатеринбурге дискуссии «Диалоги о гомофобии» сначала мешали представители РПЦ, угрожавшие милицией, а затем в помещение ворвались неизвестные в масках и забросали дымовыми шашками со слезоточивым газом. Это не негласное сопротивление, а прямое проявление агрессии и насилия, вплоть до применения экстремистских методов. Однако за редким исключением пресса промолчала об этих событиях - даже о применении дымовых шашек против мирных граждан! На фоне чуть ли не ежедневных сообщениях об обнаруженных учебных минах и других «подозрениях на теракты» странно, что прямые экстремистские действия проходят незамеченными. Впрочем, в этой ситуации политика государства и общественное мнение идут рука об руку. Рязанская область приняла закон о запрете «пропаганды гомосексуализма», не дав никакого определения содержанию этого понятия, а Конституционный Суд РФ поддержал принятый закон, тем самым успешно ликвидировав, по сути, саму возможность говорить о гомосексуальности в каком-либо ключе, кроме негативного - ведь под новую статью можно подвести все, что угодно. В том же опросе ФОМа приведено немало примеров типичных высказываний по поводу попыток ЛГБТ как-то заявлять о себе и защищать свои права: «интимные отношения не нужно афишировать», «не надо афишировать и навязывать свои взгляды», «таким людям нет среди нормальных людей никаких прав». Редкий случай идейного единения власти и общества.

 

При этом выступающие против ЛГБТ довольно четко утверждают, что ЛГБТ не могут претендовать ни на какие права и должны радоваться уже тому, что их не сажают, и вообще всячески желают, чтобы ЛГБТ на свете не было. Эти люди либо не понимают, что гомосексуальность, бисексуальность и трансгендерность - неотъемлемые свойства личности, и изменить их невозможно, либо… их это не заботит. Говоря о том, что ЛГБТ не должно быть «в нормальном обществе», они фактически предлагают миллионам людей прекратить свое существование. Остается лишь надеяться, что правительство не поддержит тех, кто предлагает «удавить их, чтоб не засоряли мир» или «всех их в печи газовые, в Бухенвальд».

 

Что хотят сказать ЛГБТ?

 

За всеми разговорами о том, можно или нельзя предоставлять ЛГБТ возможность говорить о себе, забывается суть того, что они пытаются сказать. А хотят они, для начала, напомнить о том, что ЛГБТ - это не жуткие фигуры из расхожих мифов, и не стереотипные персонажи из анекдотов, и не клоны сценических образов Бориса Моисеева и группы «Тату». Как уже говорилось выше, ЛГБТ - невидимая социальная группа, и потому каждый раз каждому ее представителю и группе в целом приходится называть себя. Как говорится, «Я предпочел бы быть черным, а не геем, потому что черному мальчику не приходится рассказывать маме о том, что он черный» (Чарльз Пирс). Женщинам не приходится напоминать о том, что они женщины, а представителям этнических и расовых меньшинств - о своей принадлежности; но представителям ЛГБТ каждый раз приходится повторять, кто они. Наверное, представителям большинства надоедает это слышать, и отсюда возмущение «афишированием своей ориентации», но что поделать, если иначе о меньшинстве просто забывают, за исключением тех случаев, когда надо кем-то повозмущаться.

 

Вслед за правом быть и любить, ЛГБТ хотят напомнить о других своих правах, более прозаических - например, о праве на защиту от дискриминации. Сняв с гомосексуалов уголовную ответственность и дамоклов меч диагноза, Россия, тем не менее, оставила их беззащитными перед гомофобией. В законодательстве нет ни строчки о том, что дискриминация ЛГБТ запрещена, и хотя это теоретически предполагается расширительным толкованием, но российские суды всегда предпочитают не выходить за рамки буквы закона. Поэтому, к примеру, дама, гордо заявившая у себя в блоге о своей гомофобии и о том, что собирается уволить работницу, как только убедится, что та лесбиянка, может особенно не кокетничать, подыскивая благовидный предлог для увольнения.

 

Другая тема, которая, в отличие от дискриминации, то и дело вызывает очередную бурную волну обсуждений - однополые браки и воспитание, усыновление и передача опекунства над детьми в однополых парах. Но без базы в форме антидискриминационного законодательства такие браки вряд ли реализуются юридически, а шум вокруг усыновления и воспитания раз за разом упирается во все ту же негативную мифологию, которую не удается развеять, потому что ЛГБТ практически не дают говорить о себе. Собственно, невозможность говорить в свою защиту и распространять информацию - одно из проявлений дискриминации против ЛГБТ.

А как же все эти семинары-акции-дискуссии, которые проходили в рамках Недели против гомофобии и помимо нее? Разве это не заявление о себе? Но с ними получается вот что: хотя ЛГБТ-сообщество пытается говорить о себе и своих проблемах в ходе акций, дискуссий, семинаров, флэшмобов, прайдов, оказывается, что либо слушать некому, либо те, кто слышит, слышать сказанное не хочет. Те гости извне сообщества, которые приходят на дискуссии, чаще всего появляются там только для того, чтобы сообщить о своем мнении по поводу ужасов гомосексуальности, страшной судьбы России, к которой ее приведут геи, и так далее. То же самое происходит и в комментариях политиков, и в откликах в прессе, и в блогосфере, и так год за годом - однако в СМИ и политике ЛГБТ уже ничего не могут ответить. Получается замкнутый круг, в котором одни говорят, а другие не могут ничего сказать в ответ.

 

Ольга Бурмакова для Civitas.ru

Конструктор сайтов - uCoz